Так ли дорог наш бензин, как мы думаем?

Так ли дорог наш бензин, как мы думаем?

Так ли дорог наш бензин, как мы думаем?

В середине апреля цены на украинских АЗС снова выросли, в среднем на 50 копеек за литр, и отечественные автомобилисты снова начали роптать на правительство и зажравшихся заправщиков. Но не спешите жечь заправки, ругать пистолетчиков и требовать справедливой цены. Мало того что заправщики не виноваты, скажем больше, топливо у нас даже стало дешевле чем было пару лет назад. Не верите? – давайте посчитаем.

Сразу же отметим, что порядка 75% бензина в Украину поставляется  из за рубежа и покупается за валюту (доллары и евро).  Для удобства  и чтоб не запутаться, мы все расчеты в статье приведем к евро., тем более мы все же живем в Европе и ориентируемся на ЕС.

ukraina

Средняя мировая цена бензина на начало мая 2016 г. составляла около 0,88 евро за литр. Но следует понимать, что между разными странами существует существенная разница в ценах. Так, например, самое дешевое топливо сегодня в Кувейте – 0,2 евро,  а самое дорогое в Норвегии — 1,62 евро за литр. Но ведь топливо делают из нефти, а ее стоимость определяется на международных рынках, почему же такая диспропорция? Дело в том, что некоторых странах, правительство субсидирует цены на бензин, а в других, как, например, во многих европейских государствах, доля налогов в нефтепродуктах доходит до 80%.  Еще, пожалуй, следует отметить, что в мире уже не осталось стран, в которых топливо стоит копейки, как например, еще в прошлом году было в Венесуэле, где бензин в 2015 году стоил 0,01 евро за литр. Сегодня правительство этой страны отказалось от субсидирования нефтепродуктов, и стоимость бензина за год выросла до 0,52 евро за литр.

ukraina
Но вернемся к Украине. Средняя стоимость бензина на начало мая у нас составила  0, 74 евро., ниже среднемировой – уже приятно. Отметим, что в большинстве европейских стран стоимость топлива выше одного евро за литр. Смотрим дальше.  Доля налогов в нефтепродуктах в Украине составляет около 35%. Как мы уже отметили, на внутреннем топливном рынке импорт занимает около 75%. А это значит, что бензин мы покупаем уже со всевозможными налогами на добычу, производство и экспорт и за валюту!!!

Так завышена у нас стоимость топлива или нет?

Считаем 0,74 евро стоит литр бензина. Налоги составляют 35% , а это 0,26 евро. Следовательно, стоимость самого продукта составляет порядка – 0,48 евро. В эту стоимость входит цена самого продукта, плюс логистика, хранение, содержание и обслуживание АЗС и т.д.

Основные поставщики нефтепродуктов в Украину: Беларусь, Литва и РФ.

Стоимость бензина на АЗС в РФ сегодня около 0,50 евро. Налоги составляют около 56%. Соответственно стоимость самого продукта около 0,22 евро. Действительно дешевле, но основной нюанс – они производят топливо из собственного сырья, и покупают его на своих НПЗ за рубли!!! Им не нужна для этого валюта. Кроме того, за ростом цен на топливо пристально следит местный антимонопольный орган, и нефтяные компании там порой продают топливо на своих АЗС себе в убыток или с минимальной маржей, зарабатывая на продаже нефти за рубеж. Идем дальше.

ukraina
Средняя стоимость топлива в Белоруссии — 0,54 евро. Налоги составляют около 50%. Соответственно стоимость продукта без налогов около 0,27 евро. Действительно дешевле, чем у нас, но тут следует принимать во внимание, что РФ продает нефть белорусам, хоть и в ограниченных объемах, но по внутренним ценам, а не мировым, и снова же за рубли. На экспорт же, в том числе и нам с вами, Беларусь поставляет продукт уже по рыночной стоимости и за валюту. (Это кстати один из секретов белорусского экономического чуда).

Стоимость топлива в Литве — 1,05 евро. Налоги так же составляют около 50%. Соответственно стоимость продукта без налогов около 0,52 евро. Даже выше чем у нас!

Получается, что топливо, без учета налогов у нас дороже чем РФ и Белоруссии и чуть дешевле чем в Литве. А теперь примите во внимание, что продавать нам топливо себе в убыток никто не будет - рынок. Даже в ноль – это нонсенс. Соответственно все страны экспортеры продавая нам продукт что-то зарабатывают, кроме того в стоимость их продукта входят местные налоги. Литва покупает нефть уже с налоговой составляющей РФ, производит топливо, платит местные налоги, добавляет к стоимости свои затраты, плюс логистика и т.д. Наши трейдеры тоже в убыток не работают, и снова плюс логистика, затраты на содержание нефтебаз, АЗС и прибыль операторов. Вот и имеем 0,48 евро., без учета налогов.

Так что говорить о завышенной стоимости бензина в Украине все же не следует.

И еще, в конце января 2014 года средняя стоимость бензина в Украине составляла более 10 грн. за литр, что по курсу НБУ (от рыночного он отличался незначительно) на тот момент составляло почти 1 евро. Получается, что реально бензин у нас сегодня подешевел на четверть ( почти 0,25 евро). Так что цены на топливо у нас вслед за мировыми снизились, в евро, во всяком случае, так точно, вот только мы этого в своих гривнах, к сожалению, не замечаем. Но это уже не вина заправщиков.

Кстати, в середине апреля цены на топливо, вслед за нефтью, на АЗС выросли не только у нас, но и практически во всех странах ЕС. Рынок все таки.

Сергей Хвыля

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.