Стоит ли Днепропетровску покупать троллейбусы на батарейках?

Стоит ли Днепропетровску покупать троллейбусы на батарейках?

Стоит ли Днепропетровску покупать троллейбусы на батарейках?

Днепропетровск собирается покупать автономные троллейбусы, которые могут работать без проводов. Об этом поздно вечером накануне очередной сессии городского совета сообщил на своей странице в социальной сети Михаил Лысенко, заместитель городского головы, который курирует электротранспорт.

«Троллейбусной зрады пост». Намедни, в горсовете будет объявлен новый тендер на приобретение восьми троллейбусов работающих от контактной сети, и двух с аккумуляторными батареями, имеющими запас хода до 20 км. - пишет заместитель мэра.

fb-lisenko

Это означает, что раскрытие тендерных предложений по тендеру на закупку 10 новых троллейбусов, который тянется ещё с прошлого года, на который в бюджете было заложено 44 миллиона гривен, которое должно состояться уже 28 апреля, будет отменено. А значит, город не получит 10 новых троллейбусов в ближайшее время.

Этих машин электротранспорт ждет уже более полугода. С принятием программы развития ЭТ в 2015 году мы получили надежду на обновление подвижного состава, и первые 11 машин. Теперь вопрос завис, и висел в воздухе, пока не был, наконец, с боем принят бюджет. Потом мы услышали из окружения тогдашнего первого заместителя мэра о том, что эта программа вообще отменяется. К счастью это осталось на стадии слухов, теперь мы ждали результатов долгожданного тендера, который должен был принести городу еще 10 новеньких рогатых. Сейчас же городские власти фактически вовлекают город в авантюру, и откладывают на неопределенный срок получение таких желанных новых машин.

Во-первых, троллейбусы с автономным ходом даже в Европе еще не прижились полноценно, они работают на постоянной основе только в немногих очень богатых городах Европы: швейцарском Цюрихе, австрийском Зальцбурге, французском Лионе, немецком Зёлингене, а также в качестве эксперимента в Праге, Брно, Бухаресте и Белграде – там, где есть для этого соответствующая инфраструктура, и где есть возможность менять и обслуживать дорогостоящие элементы автономного питания.

evropa

Для поступления дополнительных инвестиций в отрасль в течение 2013-15 годов проводились несколько переговоров о поставке в Днепропетровск дизель-электрических автобусов со сниженными затратами топлива и высокой экологической маркой - Мерседес Бенц «Сито». Однако, когда встал вопрос о закупке и обслуживании новых батарейных блоков для таких машин, оказалось, что в Украине их не производят вообще, а стоимость европейских составляет 40% стоимости нового автобуса. Именно поэтому европейцы так настойчиво стремились избавиться от 10-летних автобусов по весьма привлекательной цене - в пределах 10 000 евро за единицу.

mersedes

Схожая ситуация и с автономными троллейбусами. Стоимость батарейных блоков к ним достигает 20-25 тысяч долларов США за один. Он и дает тот самый минимальный запас хода в 20 километров. Но кроме того, хочется отметить, что в климате, где зимой серьезный минус, такие троллейбусы почти не использовались даже в Европе, фактических испытаний климатом, похожим на наш, они не проходили.

Кроме того, следует заметить, что экспериментальные троллейбусы львовского завода «Электрон» не являются серийными, их существует всего 7 ходовых единиц, и ни один из них не оборудован такими батареями. Испытания таких систем в Украине только начинаются.

lvov

Кстати, своё «качество» львовские производители уже доказали не словом, а делом, - первые серийные трамваи производства «Электрон», которые с такой помпой заказал мэр Киева Виталий Кличко, стоят в депо с различными поломками больше, чем курсируют по городу.

kiev

Проанализируем цифры, приведенные Михаилом Лысенко:

13,7 миллиона гривен на электроподстанцию + 4,9 миллиона на подвеску контактной сети. Получим 18,6 млн грн.

По информации ГКП «ДЭТ», на строительство подстанции надо немногим более 8 миллионов, а не 13,7. Возьмём за основу информацию предприятия: 8+4,9=12,9 миллиона гривен.

Троллейбусы производства завода «Электрон» стоят, по предварительной информации, от 7 миллионов гривен (Михаил Лысенко озвучил на сессии стоимость 6 млн грн), против около 4 миллионов за обычный рогатый. 6 миллионов уже минусуем.

Если же покупать белорусские, более надёжные троллейбусы завода «БКМ» с автономным ходом, то по информации белорусского предприятия, на наши деньги каждый троллейбус будет стоить не менее 10,5 млн гривен.

avtonomniy

Но мы остановимся на львовских «Электронах» по 7 миллионов. Поддержим отечественное.

Комплект оборудования для обслуживания самих машин и батарейных блоков стоит, по оценкам мастеров коммунального предприятия, около 2 миллионов гривен. Уже получаем 8 миллионов. Ремонт и обслуживание нового для города типа подвижного состава влетит, по подсчетам мастеров, почти в полмиллиона в год. Умножаем на 5 лет - еще 2,5 млн нет. В сумме уже 10,5 млн.

А за 5-6 лет возникнет необходимость в замене «батареек». Это обойдется громаде города еще в среднем, при не повышении курса иностранной валюты, по полмиллиона гривен за каждый блок, то есть еще 1 млн. Прибавляем. Получим сумму в 11,5 миллиона гривен.

Получается 12,9 - 11,5 = 1,4 млн. грн. экономии. Весьма призрачный показатель с учетом 5 лет эксплуатации и огромного дополнительного «геморроя» для коммунального предприятия.

И, самое главное, когда эти машины уберут с улиц, проводов там, где они курсировали, все равно не останется, и жители целых массивов будут снова лишены коммунального электротранспорта.

Так стоит ли покупать призрачные рогатые с автономкой, или все же надо развивать проводную инфраструктуру? Депутаты приняли решение в пользу первых. Что из этого выйдет, будем наблюдать. Надеемся, что это решение пойдет на пользу городу.

 

Михаил Тонконогий

председатель профсоюза автомобилистов

и автоперевозчиков Днепропетровска

помощник народного депутата Украины

Специально для Забеба.ли

 

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.