С 1 апреля обещают массовые проверки работы такси. Чего бояться бомбилам Днепра?

С 1 апреля обещают массовые проверки работы такси. Чего бояться бомбилам Днепра?

С 1 апреля обещают массовые проверки работы такси. Чего бояться бомбилам Днепра?

Услугами такси пользуемся мы все, кто-то чаще, кто-то реже. Заказать машину проще простого. Диспетчерских служб множество. Звонишь на короткий номер, тебе перезванивают, принимают заказ, называют стоимость поездки, и через 10 минут приходит sms-сообщение или поступает звонок:  «Машина подана. Выходите».

Да, услугами такси пользуемся мы все, но при этом мало кто задумывается над тем, что практически все таксисты у нас нелегалы. Никакой ответственности за безопасность пассажира не несет ни сам таксист, ни служба… 

dnepr-taksi

Никто ни за что не отвечает

Вопрос «А кто же должен отвечать?» возникает только, когда что-то случается. Ответ находится довольно быстро: Никто ни за что не несет ответственности. Конкретный случай – пассажир забыл в такси телефон. Таксист телефон нашел, но сразу не признавался в этом, потом начал вымогать деньги за его возврат. В службе сказали: «Водитель не имеет право у вас вымогать деньги за возврат телефона. Обратитесь в полицию!».

Оказывается, службы не нанимают на работу водителей, а только предоставляют им информационно-диспетчерские услуги – продают информацию о заказах. За это водители платят определенный процент от стоимости каждой поездки – в среднем 10-12%.

«На сегодня рынок такси вообще никем не контролируется. Работает множество диспетчерских служб, которые являются простыми посредниками между заказчиком и таксистами и не несут никакой ответственности», - говорит председатель Днепропетровской областной организации профсоюза таксистов Украины Сергей Ларионов.

Таксомоторные предприятия с парком автомобилей, нанятых штатных водителей, обязательным медосмотром перед выездом на линию и так далее, канули в лету. Сейчас водители просто регистрируются в службе через сайт и их включают в базу, куда сбрасывают заказы. В последнее время некоторые службы требуют от водителей сканы документов (водительское удостоверение, техпаспорт на машину и даже фотографию автомобиля). Некоторые даже предоставляют возможность оплаты по безналичному расчету и заключают договора с организациями на перевозку сотрудников. Но далеко не все. Многие вообще не смотрят ни на автомобиль, ни на водителя. Единственное средство взаимодействия между ними – телефон. Зачастую водители регистрируются сразу в нескольких службах. Автомобили такси с двумя (таких называют «чебурашками») или даже большим количеством шашечек часто можно встретить на дорогах. В Днепропетровске есть рекордсмен, имеющий шесть шашечек, то есть, зарегистрированный в шести разных службах.

dtp

Объемы рынка

По данным Мининфраструктуры, на сегодня в таксомоторных перевозках Украины задействовано 200 тысяч человек и примерно столько же транспортных средств. Ежегодный оборот рынка - около 20 млрд грн. При этом около 80% участников рынка такси работают вне правового поля. Только 10% информационно-диспетчерских служб такси зарегистрированы как субъекты хозяйствования. По приблизительным оценкам самих участников рынка в Днепропетровске в сфере такси задействовано порядка 1200 автомобилей. Причем многие просто подрабатывают таксистами по вечерам или на выходных (таких называемые «таксисты выходного дня»). Нелегалов однозначно более 95%.

Тем не менее, есть и легальные таксисты, которые работают в правом поле и платят налоги в местный бюджет. Как сообщили нам в ГУ ГФС в Днепропетровской области, за 2015 год субъекты хозяйствования, основным видом деятельности которых является предоставление услуг такси, в целом по области оплатили 972,4 тыс.  грн. налогов(в том числе в местные бюджеты 828,5 тыс. грн), по городу Днепропетровск оплачено 499,2 тыс грн (в том числе в местные бюджеты 453,6 тыс грн).

dnepr

Чтобы легализоваться, таксисту надо зарегистрироваться в качестве частного предпринимателя по специальному КВЭДу «Предоставление услуг такси». Зарегистрироваться в налоговой инспекции, в Пенсионном фонде и получить лицензию на право предоставления услуг внутренних перевозок пассажиров и их багажа на такси. Раньше лицензии выдавала Глававтотрансинспекция, потом она была расформирована и эти функции передали новой структуре - Государственной службе по безопасности на транспорте. Также необходимо установить таксометр, который нужно периодически поверять.

По мнению представителя профсоюза таксистов Украины, процедуру надо упрощать. Ведь если раньше лицензию можно было получить здесь, на месте, то теперь необходимо ехать в Киев. И вполне вероятно, окажется, что собран неполный пакет документов, придется возвращаться обратно, затем ехать снова... Сегодня большинство таксистов все же предпочитают работать вне правового поля.

«Как и многие другие, это лицензируемый вид деятельности. Но если в других сферах есть четкий контроль, то в сфере такси он практически отсутствует. Никто не задумывается над этим. Ведь, например, без лицензии человек не сможет быть пилотом самолета, или врачом, а таксистом запросто! Многие просто подрабатывают после работы. При этом ни сами водители, ни их пассажиры не задумываются над тем, что они теряют, работая вне правового поля», - говорит Сергей Ларионов.

Нужна мотивация 

Так почему сегодня более 95% таксистов в Днепропетровске работают нелегально? Причин несколько. Во-первых, отсутствует четкая система контроля и борьбы с нелегалами. Сегодня вообще непонятно, кто должен выполнять  проверки в этой сфере. В полиции расследуют только происшествия (случаи нападений на таксистов, ограбления и так далее), патрульная служба контролирует соблюдение ПДД (например, правил парковки и стоянки), в налоговой подобные проверки тоже не практикуют. Раньше этим занимался УБЭП, но как нам сообщили, они уже давно не проводят проверки. Сегодня все еще действует мораторий на проверки малого бизнеса. По идее, этим должна заниматься Государственная служба по безопасности на транспорте. В СМИ появилось заявление ее руководителя Михаила Ноняка о том, что как раз с 1 апреля служба начнет проверки автоперевозчиков.

«Мы хотим, чтобы все были легализованы и платили налоги. Готовимся к выходу на разного рода проверки, которые планируется начать с 1 апреля. Есть очень большой рынок нелегальных перевозок. Это не только такси, но и другие виды транспорта», - заявил он.

Мы попытались связаться с территориальным отделением службы в Днепропетровской области, чтобы уточнить у них информацию по проверкам, но не смогли. Тот телефон, который нам хоть и с трудом, но предоставили в головном управлении службы, не отвечает уже в течение недели. Хотя нас и заверили, что в теротделении смогут ответить на все вопросы, относительно проверок такси. Но здесь, на месте, те, кто связан с перевозками, говорят, что после того как служба была расформирована, отделения новой структуры до сих пор не появилось. А заявления о масштабных проверках являются простой декларацией.

Вторая причина, по которой таксисты не спешат оформлять документы, - отсутствие мотивации. Зачем тратить деньги на оформление документов, прохождение ТО, покупку таксометра и так далее, если с нелегалами все равно никто не борется? При этом у легальных таксистов нет никаких преференций. Например, в городе должны выделяться специальные места для парковки такси, но по факту их нет. Как сообщила нам директор департамента транспорта и связи Ирина Прилипа, надо этим вопросом в горсовете сейчас как раз работают, потому что нынешняя ситуация, когда таксисты устраиваются на отстой под деревьями или под окнами многоэтажек, неприемлема.

«По Закону «Об автомобильном транспорте», есть только одна норма, согласно которой мы можем заключать договора с теми, кто осуществляет перевозки на такси, – по пользованию стоянками такси. Мы этот вопрос поднимаем на профильной комиссии. Необходимо определиться с самими местами стоянок такси, с тем,какое предприятие будет их обслуживать, каким образом и за какую плату таксисты будут ими пользоваться»,- сказала чиновник.

В-третьих, систему оформления документов, по мнению таксистов, нужно упрощать и модернизировать. Должно быть некое единое окно, где можно быстро и без бюрократических проволочек оформить документы, получить лицензии. Все лишнее надо убрать. Например, сейчас при заказе такси стоимость поездки называет диспетчер, так зачем тогда в автомобиле нужно устанавливать таксометр?

Если подытожить все вышесказанное, чтобы легализовать рынок такси, нужны: адекватная процедура получения разрешительных документов, преференции для легальных таксистов, система контроля и борьбы с нелегальными таксистами.

strayk-taksistov

Кстати, к вопросу о мотивации – порядок наводить надо, и срочно, ведь если на рынок зайдет Uber (сервис личных водителей, в котором такси можно заказывать просто через интернет или смартфон), таксистам придется несладко. В конце февраля в Киеве таксисты уже устраивали акцию протеста с требованием создать равные и конкурентные условия работы на рынке таксомоторных перевозок. Таксисты, по словам главы профильного профсоюза Василия Попика, выступают против сервиса Uber, их главное требование заключается в том, чтобы рынок такси работал в законных рамках для всех его участников.

Юлия Ковалева

 

 

 

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.