Эхо “жирных” времен

Эхо “жирных” времен

Если бы в 2007-2008 гг. не начался жесткий экономический кризис, перекрывший доступ местному бизнесу к дешевым кредитным ресурсам, на привокзальной площади давно появился бы подземный торговый центр в стиле hi-tech стоимостью больше 100 миллионов долларов. Об оккупировавшем территорию цыганском таборе или торговле по соседству “трусами-носками-рыбой-колбасой” давно бы забыли.

Еще до “падения” памятника Петровскому в днепропетровском информпространстве разгорелась дискуссия по поводу будущего площади, прилегающей к центральному железнодорожному вокзалу.

b787cc

Своеобразной “затравкой” или даже порцией масла послужили выложенные в открытый доступ документы девятилетней давности, согласно которым львиная доля земельного участка передается в аренду компании “ИКП “Днепр-1”.

99051
Вокруг этого и поднялся тщательно разгоняемый по просторам мировой паутины срач. Дескать, в чьих интересах Денисенко сотоварищи собираются крушить памятник? Не в угоду ли Гарегину Арутюнову и Михаилу Соколову, десять лет назад имевшим к фирме-арендатору самое непосредственное отношение?

Понятное дело, такой поворот дискуссии носил откровенно политический подтекст, хотя и подавался под соусом “борьбы за интересы города”. В ход пошла примитивная манипуляционная двухходовка: сначала один интернет-ресурс публикует полный пакет документов. Затем его тиражируют другие, но уже в усеченном варианте. Например, без первой страницы договора аренды, где зафиксирован срок его действия.

Безусловно, дыма без огня не бывает. Только вот “огонь” давно погас. Договор был подписан 6 апреля 2006 года, свои подписи под ним действительно поставили тогдашние первый заместитель городского головы Анатолий Крупский и уже тоже экс-директор компании Андрей Балев. Маленький нюанс  - срок действия документа определялся в 5 лет и продлен, разумеется, не был. Дальше включается арифметика на уровне первого класса. Только очень мало кто внимательно рассматривает сканы документов, особенно с намеренно перепутанными страницами…

Подобная информационная нечистоплотность сразу с двумя ложными посылами (помимо давно утратившего силу договора, официальный сайт Министерства юстиции свидетельствует, что двух экс-нардепов или их родственников в составе учредителей  “ИКП “Днепр-1” нет даже близко, единственным бенефициаром с 2011 года является гражданин Латвии  Викторс Андерсонс, зарегистрированный в Елгаве) свидетельствует лишь об одном – площадь, где еще несколько дней назад возвышался всеукраинский староста, по-прежнему остается довольно лакомым куском. На использовании которого можно заработать (как вариант – освоить) вполне приличные деньги.  Поэтому без неуклюжих спекуляций околополитической шушеры не обойтись.

А ведь планы строительства подземного торгового комплекса, выглядящие в нынешних условиях эфемерными, 10-12 лет назад действительно были. И появились они как минимум за пару лет до громкого скандала вокруг площади Ленина, разразившегося только в 2007 году. Именно тогда на слуху городской общественности появились компании ИКП “Киев”-1 и “Днепр-1”.

Согласно намерениям застройщиков и потенциальных инвесторов бОльшую часть подземного пространства привокзальной территории (по документам площадь участка определили почти в 1,4 га) должен был занять трехуровневый торговый центр с паркингом. Самый нижний “этаж” планировалось  обустроить на глубине 18 метров!

Технические характеристики проекта предполагали 6 или даже 8 выходов, конструктивно совмещенных со зданием железнодорожного вокзала и выходами из метро, в центре площади планировалось установить импровизированный атриум. Он бы вместо памятника Петровскому и стал архитектурной доминантой площади…

Железнодорожный_вокзал

Попутно делалась попытка максимально разгрузить привокзальный транспортный узел от чрезмерного количества автотранспорта. Стоянка перед центральным входом убиралась вообще, так что приезжающим личными авто пришлось бы ограничиться посадкой-высадкой пассажиров и выгрузкой багажа. Небольшая парковка предполагалась только для таксистов. Заодно в планах переносились и некоторые остановки маршруток, занимающие площадь практически по всему периметру.

Не сложилось, причем по целому ряду причин. Во-первых, скандал вокруг  площади Ленина, получивший всеукраинский резонанс, косвенно зацепил и уже почти готовый к реализации проект. А ведь инвестиционные проекты, особенно столь масштабные, так же как и деньги, любят тишину. Возникла заминка с финансированием, и только она не дала застройщикам приступить к рытью котлована. Но она же, скорее всего, спасла Арутюнова с Соколовым  и их потенциальных зарубежных партнеров от колоссальных убытков в будущем, а город и горожан от появления еще одного, причем предельно неудобного и опасного “недостроя”.

most_siti

На пике экономического роста 2003-2006 годов и во время продолжавшегося еще некоторое время “кредитного бума” цена днепропетровской коммерческой недвижимости и ее аренды быстро и уверенно стремилась к астрономическим высотам. Всего лишь единственный пример: через год-полтора после открытия “Мост-Сити-центра” (сентябрь 2006 года) по городу пополз слушок, что владельцу новенького ТРЦ Вадиму Ермолаеву предлагали продать объект за фантастическую по нынешним временам сумму в полмиллиарда долларов. Однако он отказался: мол, разве же это настоящая цена?

Очень показательно. Мало кто тогда мог точно спрогнозировать последующие несколько этапов девальвации гривни, обвал мировых фондовых рынков и затяжную экономическую рецессию. Украинские бизнесмены даже топ-уровня об этом практически не задумывались, предпочитая надувать все новые и новые кредитные “пузыри”.

Можно лишь представить, что произошло бы со строительством условного  “Вокзал-Плаза”, особенно если учесть, что подземное строительство, требующее переноса, если не полной модернизации, большого количества коммуникационных систем, в любых условиях обходится в 2-2,5, если не в 3 раза дороже строительства наземного. Вложенная в проект, пусть даже реализованный (что сомнительно), сотня с гаком миллионов “зеленых” с учетом вчерашней, сегодняшней да и завтрашней конъюнктуры цен на аренду торгово-коммерческой недвижимости в Украине и Днепропетровске не окупилась бы никогда.

В данном конкретном случае расхожая фраза “все, что ни делается – к лучшему” приобретает вполне конкретный смысл.

Андрей БОГАТЫРЁВ,

специально для zabeba.li

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.