Старая милиция превращается в новую полицию. Под вашим контролем

Старая милиция превращается в новую полицию. Под вашим контролем

Если вы не верите ни в люстрацию, ни в переаттестацию – добро пожаловать в аттестационную комиссию Национальной полиции Днепропетровской области. Так вы сможете самостоятельно убедиться в том, что новые полицейские – это вам не старые менты, а вполне разумные, квалифицированные и честные кадры. Но сначала послушаем, что говорят о переаттестации сами представители полиции.

14

Сегодня, когда в городе появилась новая патрульная полиция, на них начали вешать чуть ли не все: там неправильно припарковался, здесь на взятке погорел, тут котенка с дерева не снял и вообще был невежлив. Однако патрули в броской форме и на красивых авто – это далеко не вся полиция, это скорее внешняя ее часть. Не то, чтобы это просто девочки-мальчики для селфи, но все же, возмущаясь очередным вопиющим случаем взяточничества или избиения, помните, что это творят старые кадры. Пока еще могут напоследок. Осталось им недолго, уже в марте-апреле стартует переаттестация, которой так боятся некоторые правоохранители.

998030_1374468796161329_2066102195_n

 

Переаттестация представляет определенную опасность для сотрудников полиции, не особо разбирающихся в своей работе, с плохой физподготовкой и, конечно, уже замазавшихся в некрасивых делах: информация обо всех жалобах со стороны гражданских лиц, а также взысканиях по месту службы будет предоставлена аттестационной комиссии. Так что теоретически после аттестации Национальная полиция должна превратиться просто в образчик профессионализма и честности. А что же практически?

Что изменит переаттестация?

О том, для чего все было затеяно, и чего мы можем ожидать от переаттестации, нам рассказал Павел Савенко, начальник управления организационно-аналитического обеспечения и оперативного реагирования Главного управления Национальной полиции Днепропетровской области.

saenko

«Три основные цели, которые преследует переаттестация – это качественное обновление состава, возвращение доверия жителей области и бОльшая вовлеченность общественности в нашу работу, – рассказал Павел Савенко. – Все это должно помочь сделать полицию более эффективной».

На сегодняшний день, по данным Громадського контроля, правоохранителям доверяют около 3% жителей области. Это и понятно, ведь почти каждый из нас хоть раз да сталкивался с вымогательством или просто хамством со стороны милиции. Реформа призвана изменить ситуацию и минимизировать коррупцию, однако новая полиция при этом также рассчитывает на кредит доверия с нашей стороны. Кроме того, Павел Савенко предлагает перенять опыт США и внедрить у нас программу, похожую на Citizen Police Community. К этой программе может присоединиться практически любой желающий и добровольно помогать полиции: консультировать или даже участвовать в полицейских программах.

1935370_1644937895757757_7725624201237237106_n

Как будет проходить переаттестация?

Правоохранителей ждут четыре этапа.

  1. Тесты на профессиональные качества. Здесь полицейским будут задавать вопросы по нормативной базе, законодательству, а также моделировать возможные ситуации. Полицейский четко должен знать свои права, обязанности и алгоритм действий.
  2. Психологические тесты. Новый полицейский должен обладать высокими моральными качествами, мотивацией к честной работе и стрессоустойчивостью.
  3. Проверка физической подготовки, в том числе огневой. Полицейский должен быть в состоянии догнать преступника не только на служебной машине.
  4. Собеседование – собственно, та часть, где мы с вами можем принять участие и поговорить с правоохранителем лицом к лицу, приняв во внимание его деятельность, отзывы, жалобы и прочую информацию о данном полицейском.

Поможет ли переаттестация победить коррупцию?

Как бы этого ни хотелось, но даже после того, как в полицию придут новые порядочные профессионалы, коррупционная составляющая останется. Пусть не в таком объеме, но останется. Это связано с тем, что, во-первых, часть правоохранителей останется на своих местах, во-вторых, переаттестация не отменяет существующее давление со стороны вышестоящих органов, и, в-третьих, зарплата в несколько тысяч гривен и невозможность дополнительного заработка могут помешать отказаться от взяток. Конечно, можно возразить, что нужно быть порядочным при любой зарплате, но давайте будем честными: молодой мужчина с семьей, работая больше среднего и получая от 2,5 до 4 тысяч гривен, в один прекрасный момент психанет и таки возьмет предложенный конверт (жену одеть да детей на море отправить, например). Но не все так печально.

 

«Чтобы минимизировать уровень коррупции, необходим комплекс мер, – уверен Павел Саенко. – Это и повышение заработной платы, и реальные премии, и расширение полномочий при повышении ответственности. И, конечно, максимальная прозрачность, чтобы все процессы могли контролироваться общественниками, которые бы не позволяли полиции поддаваться давлению. Тогда, может быть, закон станет важнее приказа».

Итак, схема достаточно проста:

  1. Финансовый аспект. Полиции необходимо не просто повысить зарплату, а ввести серьезные премии. Например, по примеру тех же США, где за раскрытие серьезного экономического преступление или недопущение финансового ущерба, полицейский получает премию – процент от сохраненной или возвращенной суммы. И да, он значительно больше, чем тот, который ему могут предложить за сокрытие преступления.

Кроме того, необходимо право на дополнительную деятельность. Сегодня полицейские могут вести либо тренерскую, либо научную, либо судейскую деятельность. Савенко предлагает предоставить право на, например, работу в охране в свободное от службы время.

Необходим четкий перечень платных услуг со стороны полиции, а не те мутные формулировки, которые существуют сейчас. И сами полицейские также смогут получать бонусы за оказание подобных услуг.

  1. Расширение полномочий. Как уверяет Саенко, полицейский должен иметь право на применение силы в определенных ситуациях – даже в случае оскорбления, как в большинстве европейских стран.
  2. Повышение уровня ответственности. За каждый косяк полицейский должен нести реальное наказание. Да, нам долго придется идти (и, возможно, мы так и не дойдем) к положению дел как, например, в Германии, где полицейский, увидев противоправные действия со стороны другого полицейского, докладывает об этом начальству. У нас же это приравнивается к стукачеству. И, конечно, речь не идет о мелких нарушениях вроде подвоза на служебной машине.
  3. Реальные показатели. Сегодня перед полицией стоит задача довести раскрываемость преступлений до 90%, но это нереально даже физически. Например, в одном РОВД работает 150 сотрудников, ежемесячно они получают около 4 тысяч заявлений, на каждое из которых обязаны реагировать, причем, 30–40% из них носят гражданский характер (типа соседских ссор и решений, чей забор правильнее стоит). Понятно, что разобраться со всем – не в человеческих силах, и не нужно закрывать на это глаза. Как уверяет Саенко, в Европе 10–20% – это уже неплохая раскрываемость, а подделывая каждый месяц отчеты, подрисовывая проценты, мы никуда не дойдем.
  4. Общественный контроль. Реальный. Что-то вроде той же программы ProZorro, которая позволит отследить каждую поступившую и потраченную копейку.

Собственно, переаттестация и предполагает, что в полицию придут люди, готовые проводить эти реформы.

11

Как проконтролировать переаттестацию?

Наконец мы подошли к главному – насколько честной будет аттестация? Ведь, теоретически, с комиссией можно договориться, что и будут пытаться сделать те, кто не рассчитывает пройти переаттестацию честно. Поэтому у нас с вами один выход – самим войти в аттестационные комиссии.

Если вы чувствуете в себе силы, знаете конкретные факты нарушений со стороны конкретных правоохранителей, готовы поработать и не боитесь задавать провокационные вопросы, заполняйте анкету (поподробнее) и ждите, когда вас позовут на переаттестацию.

Требования к кандидатам в члены аттестационной комиссии здесь. Анкета для заполнения тут. Подать заявку можно до 12 февраля. После все анкеты будут рассматриваться в Киеве, там же примут решение о вашем участии.

По словам Павла Саенко, из его коллег примерно треть могут служить в новой полиции. То есть даже по оценке изнутри от человека, уверяющего, что среди правоохранителей он встретил очень много достойных людей, две трети сегодняшнего состава полиции – либо непрофессионалы, либо не совсем честны на руку. Какая же цифра получится, если посмотреть на ситуацию объективно? Давайте сами пойдем и все проверим, раз уж нам предоставляется такая возможность.

Юлия Северьянова

Видео: Олесь Сова

Кстати, в прокуратуре переаттестация уже завершена. О ее результатах в Днепропетровской области читайте здесь.

В рамках общественного правообразовательного проекта «Как приручить Закон» в Днепропетровске постоянно организуются экскурсии в полицию, а также мастер-классы с его руководством, открытые для всех желающих. Следить за расписанием мероприятий можно в группах: https://www.facebook.com/svourist

и http://vk.com/svourist

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.