Почему бензин не дешевеет вместе с нефтью?

Почему бензин не дешевеет вместе с нефтью?

Почему бензин не дешевеет вместе с нефтью?

Ежедневные смотрины нефтяных котировок на мировом рынке уже стали чем-то обязательным для  экономически продвинутых украинцев, которые связывают обвал цен на нефть  с крахом российской агрессии и прекращением боевых действий на Донбассе.

По данным на вторник, 12 января, цены на черное золото вернулись к росту после падения до 12-летнего минимума. На межконтинентальной бирже в Лондоне (IntercontinentalExchange, ICE) нефть Brent (североевропейский эталонный сорт) с поставкой в марте торговалась по $ 32,16 за баррель.

Однако, этот рост вряд ли будет устойчивым, поскольку эксперты убеждены в долговременном избытке предложения нефти на мировом рынке из-за недостаточного роста экономики Китая.

62a2d3aaef5949d0a1fe7d8879a1f0b457ac69ef

Ключевые события, влияющие на котировки черного золота в 2016 году — возврат Ирана на мировой рынок черного золота и решение США, впервые за последние 40 лет разрешить экспорт добытой в стране сырой нефти.

Хотя последнее событие никак не повлияет на рынок количественно, любители конспирологических версий уверены, что дядя Сэм, таким образом, будет  управлять котировками в сторону их дальнейшего понижения.

Один из крупнейших американских инвестиционных холдингов Morgan Stanley вообще прогнозирует обвал нефти до $ 20-25 за баррель из-за укрепления доллара США вследствие того, что Федеральная резервная система США в декабре начала политику повышения учетной ставки (удорожания межбанковских кредитов) и собирается в текущем году провести по меньшей мере три таких повышения. Эксперты другого американского инвестбанка -  Goldman Sachs полагают, что по тем же причинам нефтяные котировки снизятся до $20 и даже до $15/баррель.

12417716_533642506805295_358303243163900421_n

Между тем, украинским автолюбителям от всей этой глобальной экономической  тектоники ни холодно-ни жарко. Цены на бензин на АЗС остаются стабильными, как минимум, с апреля или даже с марта 2015 года.

 "Уважаемая редакция, прошу Вас разобраться в вопросе о цене на бензин, самый дешевый в Днепре 92 бензин стоит 18 грн. за литр, эта цена не меняется с того момента как цена на нефть стала стоить меньше чем 70 дол. за баррель, на сегодняшний момент его цена 33 дол. за баррель, и тут возникает вопрос почему цены на все что связано с нефтью не меняются?, - пишет нам читатель Влад Римский

Уважаемый, Влад, общеизвестно, что цены на бензин коррелируют с нефтью не на прямую. Это тоже самое, что сказать: раз бензин подешевел вдвое, значит надо вдвое понизить стоимость проезда в транспорте. На самом деле, в стоимости проезда заложены не только топливо, но и амортизация авто, зарплата водителю, налоги и т. д.

TSeny-na-benzin

 

Но зависимость, однозначно, присутствует, и нам самим очень интересно, почему нефть дешевеет, а розничные цены на бензин — нет? Природа, ведь, не терпит пустоты. И очевидно, разница осталась где-то в цепочке производство-логистика-реализация или была изъята фискальной службой в виде дополнительных налогов.

В 2014 году, будучи губернатором Днепропетровской области, Игорь Коломойский, научил журналистов, как самостоятельно определять цену бензина.

 

По его словам, отправным пунктом для расчетов является цена Platts (Средиземное море), к которой добавляется стоимость перевалки и железнодорожной перевозки до нефтебазы, а затем перевозка бензовозом к конечной точке — АЗС. К себестоимости бензина также следует прибавить 20% НДС и акцизный сбор, перевести доллары в гривны, пересчитать тонны в литры и получить себестоимость бензина «на пистолете» заправочной станции.

Полтора года назад Игорь Валерьевич уверял аудиторию, что заработок крупных трейдеров, владеющих большими сетями составляет около $ 50 на тонне, а рентабельность их бизнеса - порядка 3%, что близко к западным меркам. Но сейчас можно говорить, что маржа нефтяных королей существенно выросла, как и налоги. А весь этот праздник жизни оплачивают простые автолюбители.

o-00007904-a-00001805

По словам аналитика компании Upeco Александра Сиренко, цена стандартного бензина А-95 на границе Украины сейчас колеблется $ 390-420/т. Но если взять среднюю цену за предыдущий месяц, то она была несколько выше - $ 435.

К ней надо прибавить акцизный сбор. С нового года правительство Украины проиндексировало действовавший ранее акциз - 202 евро/тонна на 13%. Таким образом, с учетом конвертации евро в доллар, платеж в казну увеличился до $ 249 за каждую тонну импортируемого бензина. Далее, умножаем на 1,2 — НДС.

Логистику до нефтебазы эксперт оценил в 600-800 грн/тонна, и еще 100-150 грн — необходимо заложить на хранение и логистику до АЗС.

Кроме того, c нового года Кабмин заменил действовавший в прошлом году 5% розничный налог на товары, реализуемые на АЗС, — фиксированной ставкой 0,042 евро (1,06 грн.) за каждый литр топлива, проданного в рознице.

Наши расчеты дают себестоимость доставки бензина А-95 на АЗС чуть более 20 тыс. грн/тонну. При плотности бензина 0,75 кг/м. куб. (1333 литра в тонне) получается чуть более 15 грн/литр. Плюс гривна местного розничного налога — это немного более 16 грн. Все что свыше — заработок владельца АЗС.

Эти расчеты примерно совпадают с январской ценой мелкооптовой реализации топлива, когда белорусский или российский бензин можно было приобрести по 16 грн/литр, а дизтопливо — по 13 грн./л.

Таким образом, рентабельность только розничной реализации топлива в Украине сейчас составляет 15-25%, а для крупных сетей, владеющих собственными нефтебазами и заправками она, вероятно, зашкаливает и за 30%.

9385335_9500611

Слабую же реакцию отечественного бензинового рынка на снижение нефтяных котировок можно объяснить как желанием крупных операторов больше зарабатывать, так и малым присутствием в рознице топлива, изготовленного из отечественной нефти, или черного золота, ввезенного в страну для дальнейшей переработки.

По мнению Александра Сиренко, пропорция составляет 20:80. Тогда как исходя из требований энергетической безопасности, надо бы не менее 50:50. В настоящее время из 6 украинских НПЗ работает только один — Кременчугский. С сентября 2015 года группа «Приват» отреагировала на снижение нефтяных котировок и начала ввозить нефть для изготовления собственного бензина и дизтоплива.

Вот и выходит, если стоимость нефти в готовой продукции составляет порядка 60%, то украинские НПЗ вполне могли бы залить украинского потребителя бензином по 15 грн. за литр, а возможно и дешевле. Но не делают этого. Почему? Вопрос этот стоит задать не только бизнесу, но и чиновникам, которые в отличие от правительства США явно не дооценивают эффект снижения стоимости топлива на оживление собственной экономики.

По крайней мере, на ценовую ситуацию на розничном рынке нефтепродуктов Украины,  хоть и с большим опозданием, (это делать можно было еще в ноябре-декабре 2015 года) отреагировал профильный министр Владимир Демчишин, организовав встречу с крупными операторами в среду 13 января. Непонятно, почему до сих пор хранит молчание Антимонопольный комитет Украины, который ранее был рупором правительства по ценам на топливо.

Семен Новиков

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.