Почему Киев лишил местные громады права проводить местные референдумы?

Почему Киев лишил местные громады права проводить местные референдумы?

Почему Киев лишил местные громады права проводить местные референдумы?

Власть так боится народа, что не готова доверить ему никаких решений.

maxresdefault

21 мая 2015 года вступил в силу пакет законов о декоммунизации (в частности, признать УПА, избавиться от комунистических символов, названий, осудить коммунистическую идеологию и пр). Первый негативный дивиденд от  него Украина получила в виде проигрыша на майских президентских выборах в Польше давнего друга и адвоката Украины Бронислава Коморовского, которому польский электорат не простил героизацию УПА в защищаемой им Украине.  Сменивший его на президентском посту Анджей Дуда сразу продемонстрировал прохладу в украино-польских отношениях, отказав украинскому Президенту даже в присутствии на своей инаугурации.

IMG_3548

Второй проблемой этого вроде бы чисто пиаровского пакета законов стал закон «Про засудження комуністичного та націонал-соціалістичного (нацистського) тоталітарного режимів та заборону пропаганди їхньої символіки» (№ 317-VIII) которым предусмотрено переименование ряда населенных пунктов, улиц, объектов.  Под переименование попали два областных центра – Кировоград и Днепропетровск. Но кроме расходов, эмоций и неудобств, новый закон вскрыл и тщательно скрываемую властью проблему – у местных громад отобрано право решать вопросы местного значения с помощью местных референдумов.

dk2

И Конституцией (ст. 69), и Законом о местном самоуправлении (ст. 7) предусмотрено, что территориальные громады принимают решения по вопросам в компетенции местного самоуправления при помощи выборов и местных референдумов как форм прямой демократии. Переименование улиц и населенных пунктов – это как раз тот случай. Общественные слушания – это тоже хороший, но вспомогательный инструмент, которым прямое волеизъявление не заменить.

NNd-bYzRPsM

Но согласно нормам действующего законодательства вопросы организации местного референдума определяются Законом о местном референдуме. Которого нет. Он не принимается демократической властью из-за боязни развала страны.  Хотя в перечне вопросов, которые могут выноситься на местные референдумы, такого и близко нет. Повторюсь, сама возможность волеизъявление территориальных громад по вопросам местного значения, приравнена центральной властью к уголовным преступлениям типа сепаратизма и госизмены. Кто вложил в умы  лидеров коалиции этот правовой бред, неизвестно,  ведь действующее законодательство тщательно ограничивает полномочия местного самоуправления -  им разрешено только то, что определено законом о местном самоуправлении, за сепаратизм, госизмену и пр. преступления предусмотрены наказания в уголовном кодексе, но на реальность это никак не влияет – власть боится принимать Закон о местном референдуме.

Почему этого закона до сих пор нет в государстве, активно декларирующем свою европейскость, особенно на втором году победы демократической революции?

0_8a064_4f8165f0_XXXL

С 1991-го и до  конца  ноября 20012 года в Украине действовал закон «О всеукраинском и местном референдуме». Да, он был устаревшим, без согласия местной власти практически нельзя было провести местный референдум, но, тем не мене за время его действия таких референдумов было проведено полторы сотни,  по разным вопросам – от административных границ населенных пунктов до отзыва полномочий местных советов. В том числе более 30 местных референдумов – по вопросам переименования населенных пунктов. Вместо этого закона предполагалось принять два новых – о всеукраинском  и о местном референдуме. Первый принять успели в ноябре 2012 года (поэтому старый закон силу утратил), а второй – нет, поэтому в правовом поле образовался вакуум.

Чтобы его заполнить, «злочинный режим» в лице премьера Николая Азарова еще в 2010 году разработал законопроект о местном референдуме (№ 7081), который был принят в первом чтении в апреле 2011 года, планировался ко второму чтению в сентябре 2012 года, но не был проголосован ни до парламентских выборов, ни после них. Законопроект предполагал три вида местных референдумов – императивный (обязательный к исполнению), консультативный (необязательный) и повторный. Законопроект давал местной общине право досрочно прекратить полномочия местных советов и их глав, а также решать другие вопросы самоуправления, кроме тех, что находятся в компетенции центральных органов власти.

YAN_6065

Отмечу, что и к  действующему Закону о всеукраинском референдуме у демократической коалиции сразу возникла нелюбовь: ведь среди вопросов, которые могут быть вынесены на всенародное голосование, - принятие Конституции или изменений к ней, отмена принятых ранее изменений в Конституцию и проч. Именно из-за этого положения Блок Петра Порошенко, «Народный фронт» и «Батькивщина» в конце 2014 года инициировали отмену этого закона, но неудачно, и Закон о всеукраинском референдуме пока действует. Правда коалиция зарегистрировала альтернативный законопроект, который лишает народ Украины права менять на референдуме Конституцию или отменять принятую парламентом конституционную реформу (№ 2145-а от 23.06.2015 авторста М. Найема, С. Залищук, О. Сыроид и др). Коалиция аргументирует это тем, что действующая редакция закона нивелирует полномочия парламента. Другими словами, народ своим волеизъявлением может составить конкуренцию Раде, поэтому перечень вопросов для референдума необходимо сильно сократить.  Этот законопроект еще не выносился на голосование, очевидно это произойдет уже в сентябре. Пока же действует разработанная «злочинным режимом» редакция закона.  То есть отменить грядущую президентскую конституционную реформу с его помощью трудно, но теоретически пока возможно.

DSCN7025

Почему  же власть (которой народ как  источник суверенитета и носитель власти в государстве, лишь временно делегировал  часть своих полномочий) так пугает  референдум (местный и центральный) как форма прямого волеизъявления народа?  Конечно, намного проще иметь народ, который не  интересуется  своими правами и заставить жителей, например, Днепропетровска, довольствоваться корявой процедурой общественных слушаний о переименовании, в которой просто отсутствует возможность учесть мнение большинства жителей города, не говоря уже о жителях области, хотя их переименование коснется тоже.

Политэксперт Елена Дьяченко

О том, какие изменения планируют внести в Конституцию Украины, читайте здесь. О том, как в Днепропетровске проходили общественные слушания о реформе ЖКХ, читайте здесь. О том, как проходили общественные слушания о переименовании Днепропетровска и его улиц, читайте здесь. О том, насколько легко подкупить днепропетровцев гречкой, читайте здесь.

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.