Хорошо ли живется российскому бизнесу в Украине?

Хорошо ли живется российскому бизнесу в Украине?

Хорошо ли живется российскому бизнесу в Украине?

Прошло более года с момента аннексии Крыма и начала АТО на Донбассе, а российский бизнес из Украины никуда не делся. Его не помогли выжить из страны ни общественные кампании по бойкоту российских товаров и надписи “изготовлено в России” на прилавках супермаркетов, ни угрозы политиков — национализировать имущество в ответ на национализацию украинских активов в Крыму.

maxresdefault

По итогам 2014 года Россия не попала даже в первую пятерку стран-инвесторов в экономику Днепропетровской области. Но официальные данные не отражают реальной картины.

И отечественный, и зарубежный бизнес инвестирует деньги через оффшоры или низконалоговые юрисдикции. Поэтому российский капитал может прийти в область через Германию ($ 4,4 млрд.), Кипр ($ 1,7 млрд.), Британские Виргинские острова ($ 752 млн.) и другие страны. По неофициальной же информации именно компании российского происхождения являются крупнейшими иностранными работодателями региона, наряду с международной металлургической группой Arcelor Mittal Steel, которой принадлежит комбинат  Arcelor Mittal Kryvyi Rih (бывшая Криворожсталь).

54221962

Металлургической и горнодобывающей компании «Евраз», акционером которой является небезызвестный Роман Абрамович, принадлежат Днепропетровский металлургический завод имени Петровского и «Днепрококс» в Днепропетровске, «Баглейкокс» и «Днепродзержинский коксохимический завод» в Днепродзержинске, а также горно-обогатительный комбинат «Сухая Балка» в Кривом Роге. На этих предприятиях трудится в общей сложности около 15 тыс. человек. Вместе с семьями — небольшой город.

Петровка

Одна только Петровка, которая по меркам металлургического производства считается не самым крупным предприятием, ежегодно производит около 1 млн т проката. Это примерно 3% всего производства стали в Украине. До девальвации гривны предприятие отгружало продукции на 4 млрд грн в год. Сейчас стоимость проката Петровки в гривневом эквиваленте выросла в разы. Но предприятие не публикует последние данные производственной статистики.

Сухая балка

ГОК «Сухая Балка», эксплуатирующий две шахты подземной добычи железной руды - «имени Фрунзе» и «Юбилейную» в 2013 году добыл 3,4 млн т железорудного сырья. Выручка — более 2,2 млрд грн. 96,2% акций ПАО «Евраз — ДМЗ им. Петровского», также как 99,3% ПАО «Евраз — Сухая Балка» оформлены на компанию Palmrose B.V., зарегистрированную в Нидерландах.

5B589230CCA8-14

Еще один горно-обогатительный комбинат Кривого Рога — Южный ГОК официально не входит в структуру Евраза. Более того, украинские СМИ пишут о том, что комбинат контролирует «Метинвест Холдинг» Рината Ахметова. Однако, еще в 2013 году Антимонопольный комитет Украины разрешил кипрскому оффшору Lanebrook Limited, которому на тот момент принадлежало 64% акций холдинговой компании Evraz, купить более 50% долей в компаниях, контролировавших ЮГОК. Поэтому вполне уверенно можно говорить о том, что комбинат принадлежит «Метинвесту» и «Евразхолдингу» на паритетных началах.

Avisma

 

Далее, среди российских компаний, имеющих активы в Днепропетровской области, крупнейший в мире производитель титана — ВСМПО-Ависма. Этой компании принадлежит трубный завод в Никополе — бывший цех № 5 Никопольского южно-трубного завода, выпускающий трубы из титановых сплавов, и Демуринский ГОК, владеющий правами на разработку Волчанского титаноциркониевого месторождения, расположенного на стыке Васильковского, Межевского и Покровского районов.

Насколько хорошо обстоят сейчас дела на трубном производстве ВСМПО в Украине, сказать трудно. Раньше предприятие поставляло трубы для атомных подводных лодок. Однако распоряжением Президента Украины военно-техническое сотрудничество с Россией было прекращено еще год назад.

Хотя это не помешало ВСМПО-Ависма заключить на 2015 год контракт на закупку ильменитового сырья для производства титана с государственной Объединенной горно-химической компанией, которая управляет Вольногорским горно-металлургическим комбинатом, который также находится в Днепропетровской области. Об этом недавно рассказал директор и совладелец ВСМПО-Ависма — Михаил Воеводин.

Потребителями титановой продукции ВСМПО являются крупнейшие авиа- и двигателестроительные корпорации мира, такие как Boeing, EADS, Safran, Pratt&Whitney и др. Но немалая часть изделий идет и на нужды российской оборонки.

1_600

Так же как и в других регионах Украины, в Днепропетровской области продолжают работать российские банки - «ВТБ», «Сбербанк России» и др. На рынке автомобильного топлива широко представлены сети АЗС - «ТНК» и «Лукойл». Хотя последняя в прошлом году продала 240 своих заправок в Украине малоизвестной австрийской компании AMIC Energy Management. В некоторых регионах АЗС «Лукойла» уже начали перекрашивать в зеленые цвета АMIC.

По данным Госуправления статистики, несмотря на сокращение внешнеторговых связей между Украиной и РФ, по итогам 2014 года Россия по-прежнему оставалась основным торговым партнером Украины. В прошлом году экспорт украинских товаров в Россию составил $ 9,8 млрд или 18% от общего объема в $ 53,9 млрд. А импорт российских товаров в Украину был еще большим — $ 12,7 млрд или 23% от всего импорта.

1368066982_82719

Странная история, наши страны воюют, но продолжают с увлечением торговать.  Во времена Второй мировой войны Германия могла закупать стратегическое сырье у стран антигитлеровской коалиции только через третьи страны и в ограниченном количестве, а не напрямую. Сегодняшнее положение вещей можно списать разве что на последствия глобализации. Ну и, конечно же, нельзя забывать, что Россия и Украина официально в состоянии войны не находятся.

1011342183

Наверное поэтому, еще год назад премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что Украина подаст в суд на Россию за аннексию Крыма и будет требовать возмещения ущерба на 1 трлн грн. Но по данным на конец зимы 2015 года ни одного имущественного иска к России за Крым подано не было.

Чиновники оправдываются тем, что в мире существует не так много институтов и механизмов для рассмотрения подобных споров, а украинско-российские двухсторонние договора не предусматривают возможности их разрешения в каком-либо международном суде.

92763

Затем компенсировать убытки от потери Крыма пытались депутаты Верховной Рады. В конце марта Олег Ляшко и его коллеги по «Радикальной Партии» зарегистрировали в ВР законопроект «О национализации имущества в Украине страны агрессора и ее резидентов».

Законопроект предполагал принудительную реквизицию объектов, принадлежащих стране-агрессору без возмещения каких либо убытков и национализацию частного имущества ее резидентов с компенсацией после окончания войны. Но голосование за национализацию российского имущества было провалено 9 апреля, когда в сессионном зале не нашлось достаточного количества депутатов.

original

Следующей угрозой для российских компаний стало заявление министра экономического развития и торговли (МЭРТ) Айвараса Абромавичуса о недопущении компаний российского происхождения к большой приватизации в Украине.

В начале мая Фонд госимущества обнародовал перечень из 300 предприятий, большинство из которых власти не прочь пустить с молотка уже в этом году. Среди них — Одесский припортовый завод, «Сумыхимпром», акции облэнерго и генерирующих электро- и тепловых станций.

В прежние времена, многие из них однозначно заинтересовали бы российских инвесторов. Но если верить главе МЭРТ, сейчас министерство работает над законодательным обеспечением запрета на приватизацию для россиян.

Первая ласточка, подписанный Петром Порошенко в начале мая — закон «О рынке природного газа», оговаривающий, что в эксплуатации газотранспортной системы и подземных хранилищ газа могут участвовать исключительно компании из США или Европейского энергетического сообщества. Поэтому даже если МЭРТ и не оформит запрет отдельным законом, это может оговариваться в правилах приватизации по каждому объекту отдельно.

В остальном российскому бизнесу в Украине, и Днепропетровской области, похоже, живется не так уж плохо.

О том, какие предприятия Днепропетровщины будут приватизированы в ближайшее время,  читайте здесь. А о том, почему средняя зарплата в Днепропетровской области ниже, чем на Донбассе, читайте здесь. А о том, как российский ВТБ-банк чуть не выгнал на улицу пациентов Днепропетровского военного госпиталя – здесь.

Семен Новиков

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.